Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности
Приложения к приказу об организации работы по формированию функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это способность использовать приобретённые и постоянно приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Функционально грамотная личность – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены следующие:
- Математическая грамотность,
- Читательская грамотность,
- Естественно-научная грамотность,
- Финансовая грамотность,
- Глобальные компетенции,
- Креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Центр оценки качества образования: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
Глобальные компетенции
- Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018. скачать(zip, 4234 КБ)
- 22-23 октября 2020 года были открыты результаты исследования PISA-2018 по глобальным компетенциям. С отчетом по результатам российских учащихся в данном направлении исследования, подготовленным сотрудниками Центра ОКО ИСРО РАО, которые проводили это исследование в России, можно познакомиться на сайте ФИОКО.
Финансовая грамотность
- Результаты международного исследования PISA-2018 по финансовой грамотности. скачать(zip, 1241 КБ)
Результаты исследования PISA-2018
- Краткие результаты исследования PISA-2018. скачать(zip, 2768 КБ)
Материалы по проведению международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях
- Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать(zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
Материалы совещания региональных координаторов 2 апреля 2018 года
- Материалы совещания региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать(zip, 40 892 КБ)
Материалы по читательской грамотности
- Презентация вебинара «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 7960 КБ) смотреть вебинар
- Основные подходы к оценке читательской грамотности. скачать(zip, 637 КБ)
- Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2009 (по материалам апробационного исследования). скачать(zip, 891 КБ)
- Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2009 (по материалам аналитического отчета «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2009»). скачать(zip, 1089 КБ)
- Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2000. скачать(zip, 2471 КБ)
Материалы по математической грамотности
- Презентация вебинара «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 6274 КБ) смотреть вебинар
- Основные подходы к оценке математической грамотности. скачать(zip, 834 КБ)
- Примеры открытых заданий по математике (по материалам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2003, 2012 гг.). скачать(zip, 2365 КБ)
- Примеры открытых заданий по математике. PISA-2003. скачать(zip, 902 КБ)
- Примеры открытых заданий по математике. PISA-2000. скачать(zip, 240 КБ)
Материалы по естественно-научной грамотности
- Презентация вебинара «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 2568 КБ) смотреть вебинар
- Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности. скачать(zip, 1189 КБ)
- Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2015. скачать(zip, 3809 КБ)
- Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015 года (на русском языке):
- Задание «Миграция птиц»
- Задание «Бег в жаркую погоду»
- Задание «Исследование склонов долины»
- Задание «Метеороиды и кратеры»
- Задание «Рациональное рыбоводство»
- Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2006. скачать(zip, 2165 КБ)
Материалы по финансовой грамотности
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. PISA-2012. скачать(zip, 700 КБ)
- Презентация вебинара «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 5294 КБ) смотреть вебинар
Материалы по оценке глобальных компетенций
- Презентация вебинара «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать(zip, 3115 КБ) смотреть вебинар
Материалы семинаров и вебинаров
- Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать(zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
- Программа серии вебинаров «Проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать(zip, 282 КБ)
- Презентация вебинара 1. «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать(zip, 4316 КБ) смотреть вебинар
- Презентация вебинара 2. «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 6274 КБ) смотреть вебинар
- Презентация вебинара 3. «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 7960 КБ) смотреть вебинар
- Презентация вебинара 4. «Оценка читательской грамотности учащихся основной школы. Использование стандартизированных измерительных материалов, созданных российскими разработчиками с учетом требований исследования PISA». скачать(zip, 17121 КБ) смотреть вебинар
- Презентация вебинара 5. «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 5294 КБ) смотреть вебинар
- Презентация вебинара 6. «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать(zip, 2568 КБ) смотреть вебинар
- Презентация вебинара 7. «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать(zip, 3115 КБ) смотреть вебинар
Примеры заданий PISA
- Примеры заданий PISA читательская грамотность
- Примеры заданий PISA математическая грамотность
- Примеры заданий PISA естественнонаучная грамотность
- Примеры заданий PISA креативное мышление
- Примеры заданий PISA финансовая грамотность
Открытые задания PISA
Онлайн-задания по естествознанию:
- МИГРАЦИЯ ПТИЦ
- БЕГ В ЖАРКУЮ ПОГОДУ
- ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОНОВ ДОЛИНЫ
- МЕТЕОРОИДЫ И КРАТЕРЫ
- РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ РЫБ
Онлайн-задания по читательской грамотности:
Задания представлены на официальном сайте
Задания, направленные на формирование метапредметных компетенций учащихся
Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации.
Перечень ссылок на методические материалы по финансовой грамотности, предназначенные для людей с инвалидностью
- Особенности обучения финансовой грамотности людей с ограниченными возможностями здоровьяhttps://fincult.info/teaching/osobennosti-obucheniya-finansovoy-gramotnosti-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/;
- Знание — сила: защити себя и близких от мошенничества на финансовых рынках https://fincult.info/teaching/znanie-sila-zashchiti-sebya-i-blizkikh-ot-moshennichestva-na-finansovykh-rynkakh/;
- Модули «Основы финансовой грамотности»по направлениям подготовки и специальностям высшего образования с использованием дистанционных технологий, в том числе для людей с инвалидностью https://fincult.info/teaching/moduli-osnovy-finansovoy-gramotnosti-po-napravleniyam-podgotovki-i-spetsialnostyam-vysshego-obrazova/;
- Видеоматериалы о финансовых продуктах и услугах на жестовом языкеhttps://fincult.info/teaching/o-finansovykh-produktakh-i-uslugakh-na-yazyke-zhestov/;
- https://disk.yandex.ru/d/SP25gq8DClLLwgссылка на материалы для подготовки книги «Финансовая культура шрифтом Брайля»